ЗГУРТАВАНЬНЕ БЕЛАРУСКАЙ ШЛЯХТЫ

ASSOCIATION OF THE BELARUSIAN NOBILITY

СОБРАНИЕ БЕЛОРУССКОЙ ШЛЯХТЫ


Правілы форумаў (па-беларуску)Правила форумов (по-русски)

Бел.: Калі вы ўводзіце свой лагін і пароль, часта здараецца, што вас не пускае і піша пра памылку. Пры гэтым адкрываецца старонка для ўвахода на форум. Ваш лагін ужо запомніўся. Набярыце яшчэ раз пароль і націскайце "ўвайсьці". Павінна спрацаваць.

Рус.: Когда вы вводите свой логин и пароль, часто случается, что вас не пускает и пишет об ошибке. При этом открывается страница для входа на форум. Ваш логин уже запомнился. Наберите пароль ещё раз и нажимайте "войти". Должно сработать.

Автор Тема: Шляхта і польская нацыянальнасьць  (Прочитано 22715 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

Дрозд

  • Старожил
  • ****
  • Сообщений: 410
Re: Шляхта і польская нацыянальнасьць
« Ответ #15 : 21 Января 2010, 21:07:57 »
Лилия, а в чем смысл:
оказать, что они были поляками, а не белорусами и не литовцами (проживали в Литве, затем в Беларуси)?
Вы карту поляка собираетесь получить или для каких-то иных целей?
Вышла книга «Землевладельцы Минской губернии. 1900−1917». В нее попали более 20.400 человек. Кому интересно — пишите в личные.
Книга продается в основных книжных Минска.

Лилия

  • Новичок
  • *
  • Сообщений: 11
Re: Шляхта і польская нацыянальнасьць
« Ответ #16 : 21 Января 2010, 21:43:45 »
Не буду скрывать, карту поляка получить хочу себе и детям, так как учёбу планируем в Польше. Но!!! Мне всё таки важнее истина. Хочу уже наконец узнать, кто же были мои предки. Всю жизнь была уверена, что во мне литовская и белорусская кровь, а теперь выясняется, что белорусская, польская и немецкая. До меня в семье никто особо не пытался восстановить родословную, а я хочу, чтобы мои дети знали свои корни. Так что карта поляка тут вопрос скорее вторичный.

Лилия

  • Новичок
  • *
  • Сообщений: 11
Re: Шляхта і польская нацыянальнасьць
« Ответ #17 : 31 Января 2010, 19:16:45 »


Падазраю, што ён і быў беларусам.

Да рэвалюцыі мэтрычныя кнігі, у тым ліку і рымска-каталіцкіх касьцёлаў, пісаліся па-расейску. І там не было ніякіх Янаў і Вінцэнтаў, а былі Іваны і Вікенціі. У пач. 19 ст., калі мэтрыкі пісаліся па-польску, тады, канечне, былі запісы пра Янаў і Вінцэнтаў. Але і гэта ня сьведчыць пра нацыянальнасьць, а толькі пра імёны.

У Беларусі многіх афіцыйных "Іванаў" называюць ва ўжытку Янамі, Ясямі і Алесямі, як і Вікенціяў — Вінцэнтамі.
[/quote]
Когда мой дед Иван, будучи ребёнком, шёл по улице деревни, где родился (в Беларуси), дети кидали в него камнями и дразнили: "Поляк! Поляк!". Так что думаю, что всё же он не был белорусом. На Беларуси он жил почти всю жизнь, но отец его - родом из Литвы, прожил с семьёй в Беларуси с 1905 до конца войны, затем снова вернулся в Литву. Поэтому белорусами они быть не могут.
Нашла статью в старой газете на польском языке, где рассказывается о моём прадеде, его семье и об одном из его сыновей. Написано, что прадед Винцент Станевич был членом SDKPiL, участвовал в стачках и демонстрациях виленских рабочих, и после революции 1905 года вынужден был покинуть родину (Вильно).

Helgi

  • Пользователь
  • **
  • Сообщений: 62
  • Jedem das Seine
    • Semplinski family website
Re: Шляхта і польская нацыянальнасьць
« Ответ #18 : 27 Апреля 2010, 16:06:33 »
Всем интересующимся "польским вопросом", ссылка для изучения и осмысления  :)

http://autary.iig.pl/smalanchuk/artykuly/palaki/index.htm

Andrzej Kaszewski

  • Новичок
  • *
  • Сообщений: 5
    • kaszewski.livejournal.com
Re: Шляхта і польская нацыянальнасьць
« Ответ #19 : 09 Октября 2011, 18:35:15 »
Вітам!
Мне давялося шукаць свой радовуд ў бел.нац.архіве (вул.Крапоткіна55) аб сваім прадзядку.
Ў ксенжке Спіс землеўладальнікаў Мінскай губерні за 1911г. ,яго імя напісана як Іван,
але калі я знайшоў запіс аб народжанні ў метрычнай ксенжкі Ракаўскага касцела 1870-1874г,
то там яго імя,якое дадзена было пры нараджэнні ,запісана як Вікенці  (чылі Вінцэнт) Кашэўскі,што хіба тоесамае,фальварк Казакоўшчына Мінскага ўезда.
kaszewski.livejournal.com

Василевская Наталья

  • Пользователь
  • **
  • Сообщений: 64
Re: Шляхта і польская нацыянальнасьць
« Ответ #20 : 08 Октября 2021, 12:31:04 »
Трудно объяснить, почему некоторые околицы Чаусского уезда в 1926 году
полностью указывали свою народность - польская. Это такие как :Лапени, Переспа.
 Все они были прихожанами Чаусского костела. А до 1913 - Радомльского.
В Лапенях даже была 3-х классная польская школа. Это 1920-1930 гг. За это
время в ней было 5 учителей польского языка.

Элла

  • Ветеран
  • *****
  • Сообщений: 1024
Re: Шляхта і польская нацыянальнасьць
« Ответ #21 : 08 Октября 2021, 14:58:43 »
Объясняется все очень просто, в конце 20-х, первой половине  30 -х годов был заявительный принцип определения национальности, тогда установлением польского происхождения не заморачивались. Белорусы католики могли себя называть поляками, ведь их предки происходили из объединенного государства Речи Посполитой, а раньше ВКЛ с Польшей, была полонизация, их родной язык стал польским, это укрепилось в нескольких поколениях. В Советское время  в Беларуси были польские школы , только к 1936 г. их стали закрывать. Опять же в результате объединения ВКЛ с Польшей была и миграция польского населения в Беларусь. Предки моей бабушки в начале 17 века мигрировали из Польши  в Литву , Ошмянский уезд.
« Последнее редактирование: 08 Октября 2021, 17:30:02 от Элла »

Василевская Наталья

  • Пользователь
  • **
  • Сообщений: 64
Re: Шляхта і польская нацыянальнасьць
« Ответ #22 : 08 Октября 2021, 18:59:43 »
Вроде все верно. Католики - поляки. Но ведь  и после восстания 1863 года стали
преследовать лиц "польского происхождения". И это на государственном уровне.
А наши, получается, сберегая память о предках, все-равно писали народность польская.
Зачем? Ведь они уже 200, а может и 300 лет жили здесь?. Не проще было писать белорусская
народность. И проблем меньше было. Наших из Лапень практически всех выслали в Севкрай в 1929 году.
Вот эту тонкость мне трудно понять.

Элла

  • Ветеран
  • *****
  • Сообщений: 1024
Re: Шляхта і польская нацыянальнасьць
« Ответ #23 : 12 Октября 2021, 16:59:50 »
ПОЛЯКИ НА ТЕРРИТОРИИ ЛИТВЫ И БЕЛАРУСИ С ДРЕВНЕЙШИХ ВРЕМЕН ДО СЕРЕДИНЫ ХІХ СТОЛЕТИЯ
Сильванович Станислав Алёйзович
Гродненский государственный медицинский университет
кандидат исторических наук, доцент кафедры социально-гуманитарных наук   
                              https://human.snauka.ru/2014/05/6883 После восстания 1863-1864 гг. ответственность за него уже распространялась на всех католиков, которых царские власти отождествляли с поляками. Р.Ф. Эркерт писал во время восстания 1863-1864 гг., что «католик, разговаривающий на белорусском или же на малороссийском языке, является поляком не только в глазах всех жителей православного и католического вероисповедания, но и сам себя считает поляком и хочет, чтобы и другие его за такового считали.                  По некоторым данным, в результате переселений поляков из Короны число жителей ВКЛ в 1528-1567 гг. выросло на 30 % [4, с.11]. Следует, однако, признать, что эти цифры во многом носят оценочный характер. Среди переселенцев были мещане, которые селились в городах Великого княжества Литовского, застенковая шляхта, получавшая наделы за несение воинской службы, а также мазуры в целом, двинувшиеся дальше на восток после колонизации Подлясья. В условиях совместного проживания с восточными славянами и балтами простолюдины, как правило, с течением времени переходили на язык местного населения, преимущественно старобелорусский, но оставались католиками, поскольку в это время Литва уже было крещена, и её территория постепенно покрывалась католическими храмами и приходами: с момента крещения литовцев и до середины ХVI в. на территории ВКЛ действовало 152 католических прихода. [2, с. 743]. Поскольку восточные славяне к тому времени в большинстве своем уже были православными и в католичество не переводились, это дает основания утверждать, что значительная часть населения западной части современной Беларуси была балтского происхождения, а переселение западных славян могло быть дополнительным стимулом для открытия католических приходов. В это же время польская шляхта фактически не ассимилировалась, поскольку в Великом княжестве Литовском позиции польского языка в шляхетской среде становились все более прочными, католичество в этой среде занимало привилегированное положение, сословный статус литовской и польской шляхты был одинаковым. Более того набирала силу тенденция постепенного перехода на польский язык правящего сословия ВКЛ. Выше описанные процессы в итоге посодействовали более тесному сближению между двумя государствами и привели к созданию федеративного государства Речи Посполитой. Характерно, что при заключении Люблинской унии против неё высказывались преимущественно магнаты, опасавшиеся утратить свою  политическую власть, за унию – шляхта Великого княжества Литовского, желавшая через тесный союз с Польшей обеспечить себе прочное и независимое положение в государстве.     Вторая волна польской миграции на литовско-белорусские земли была связана с развитием лесозаготовок и лесных промыслов, особенно на Полесье, началась в XVII в. и продолжалась до середины ХІХ в. Переселенцев звали «будниками» или «мазурами». Со временем они становились оседлыми жителями. Эта миграция не носила массового характера и переселенцы зачастую ассимилировались в среде местного населения [2, с. 337]