ЗГУРТАВАНЬНЕ БЕЛАРУСКАЙ ШЛЯХТЫ

ASSOCIATION OF THE BELARUSIAN NOBILITY

СОБРАНИЕ БЕЛОРУССКОЙ ШЛЯХТЫ


Правілы форумаў (па-беларуску)Правила форумов (по-русски)

Бел.: Калі вы ўводзіце свой лагін і пароль, часта здараецца, што вас не пускае і піша пра памылку. Пры гэтым адкрываецца старонка для ўвахода на форум. Ваш лагін ужо запомніўся. Набярыце яшчэ раз пароль і націскайце "ўвайсьці". Павінна спрацаваць.

Рус.: Когда вы вводите свой логин и пароль, часто случается, что вас не пускает и пишет об ошибке. При этом открывается страница для входа на форум. Ваш логин уже запомнился. Наберите пароль ещё раз и нажимайте "войти". Должно сработать.

Автор Тема: Лазоўскі / Lazowski / Łazowski, Łozowski / Лазовский, Лозовский  (Прочитано 29275 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

diza

  • Новичок
  • *
  • Сообщений: 30
Это получается Игуменский уезд? Минская губерния, Игуменский уезд, Пуковская волость, имение Старица.
Да.

Цитата: PL
А что есть "земяне на поконщизне"? ))) Можно в 2х словах.
http://www.nobility.by/encyclopaedia/z/ziamianie.shtml

Цитата: PL
И где хранятся метрики Старицкой церкви? (1787-1864гг.)
В НИАБе, в ф.136, в основном оп.13, самые поздние в оп.14.

Цитата: PL
Это оно?
Метрические книги католических костелов Слуцкого уезда Минской губернии
Национальный исторический архив Беларуси в г. Минске
Приход Годы Фонд / Опись Количество единиц хранения
Старчицкий  1825-1869 747
                    1849-1872 937 /71
                    1859 136 / 13
Нет. Не путайте Старицу и Старчицы.

Цитата: PL
Мне нужны и самые ранние, за 1787 год.
НИАБ ф.136 оп.13 д.190 Сборник метрических книг Старицкой церкви за 1786-1795 гг. Есть на FamilySearch.

Дмитрий

Элла

  • Ветеран
  • *****
  • Сообщений: 1024
Цитировать
Я склонен верить метрике, а не ревизской сказке, потому что она писалась в присутствии свидетелей, что называется "с пылу, с жару", сразу после события, в адекватном состоянии, а не "переписывалась пьяным дьяконом", как метко выразился мой товарищ. Он на личном опыте в этом убеждался многократно. Я тоже, потому что даже в моих же сказках есть ошибки в фамилии (Лозовски) и есть ошибка в возрасте этого же Иосифа. Так что, метрика важнее.
  В метрических книгах тоже были путаницы с именами, в этом я убеждалась на личном опыте не раз. В Вашем случае  Стефан возможно поменял имя при переходе в прав. 

Paval

  • Участник
  • ***
  • Сообщений: 103
Далучуся і я пра Лазоўскіх. Таксама адзін з маіх радоў. Найстарэйшы дакумент пра маіх мне вядомы:
Інвентар маёнтка Новы Двор Менскага павета (складзены пры перадачы маёнтка ад Завішы да Міхала Юзафа Філіповіча, рэчыцкага гараднічага, суддзі менскага гродскага, актыкаваны 12 чэрвеня 1723 года).
Фрагмент з інвентара:
“Вёска Новы Двор. Баяры.

Андрэй Лазоўскі, сын Іллюк, Пархом і Леан, плаціць з адной аседлай валокі 10 злотых.
Яўхім Лазоўскі, сын Ян і Дзям’ян, плаціць з аседлай паўвалокі 5 злотых”.

Цікава, адкуль маглі зьявіцца тут пад Менскам

Ўладзіслаў Вяроўкін-Шэлюта

  • Администратор
  • Ветеран
  • *****
  • Сообщений: 2034
    • Згуртаваньне Беларускай Шляхты
Выписка из метрической книги Грозовской Николаевской церкви Слуцкого уезда Минской губернии о родившихся за 1817 г.
/.../
Ревизская сказка крестьян деревни Аксамиты имения Грозовского Иоанно-Богославского монастыря Слуцкого уезда Минской губернии за 14 апреля 1834 года.
/.../
Ревизская сказка государственных поселян деревни Аксамиты подуховного имения Терпиловская Слобода Слуцкого уезда Минской губернии за 28 мая 1858г.
Трэба знайсьці казкі 1795, 1811 і 1816. Калі ў казках яны не названыя зямянамі ці шляхтаю, можна меркаваць, што гэтыя Лазоўскія сяляне. Як яны здаўна жылі на зямлі належнай манастыру, дык манастыру зямяне без патрэбы.

п.с. Специалист из НИАБ мне сказал, что по Слуцкому уезду вообще мало что сохранилось.
Нешта вы ня так зразумелі. За 1795-1840 захаванасьць добрая, не ідэальная, але вельмі добрая; ёсьць рэвіскія казкі і мэтрычныя кнігі. Можна праглядзець усе рэвіскія казкі і, нават, усе мэтрычныя кнігі пры патрэбе.
« Последнее редактирование: 07 Августа 2021, 15:34:12 от Ўладзіслаў Вяроўкін-Шэлюта »
Просьба не пісаць e-mail’ы і ў асабістыя звычайныя пытаньні, для гэтага існуе Форум. Пэрсанальна — толькі камэрцыйныя запыты. Дорага. / Просьба не писать e-mail’ы и в личные обычные вопросы, для этого существует Форум. Персонально — только коммерческие запросы. Дорого.

PL

  • Новичок
  • *
  • Сообщений: 25
Цитировать
Ідзіце самі ў НГАБ, глядзіце паслядоўна рэвізскія сказкі, метрычныя кнігі, усё што захавалася, да 1795 г. уключна. А далей магчыма размаўляць і пра інвентары ранейшых часоў. І лепш забыць пра гербоўнік рэчыцкай, аршанскай, Рагачоўскай шляхты, царства Польскага і г.д., а займацца ўласным радаводам.

Я в России, мне до архивов не дотянуться. Только интернет.

Цитировать
Цитата: PL
И где хранятся метрики Старицкой церкви? (1787-1864гг.)
В НИАБе, в ф.136, в основном оп.13, самые поздние в оп.14.

Цитата: PL
Мне нужны и самые ранние, за 1787 год.
НИАБ ф.136 оп.13 д.190 Сборник метрических книг Старицкой церкви за 1786-1795 гг. Есть на FamilySearch.

Спасибо!

https://www.familysearch.org/search/catalog/651825?availability=Family%20History%20Library

Это оно?


Цитировать
  В метрических книгах тоже были путаницы с именами, в этом я убеждалась на личном опыте не раз. В Вашем случае  Стефан возможно поменял имя при переходе в прав. 

Согласен может быть и такой вариант.


Цитировать
Трэба знайсьці казкі 1795, 1811 і 1816. Калі ў казках яны не названыя зямянамі ці шляхтаю, можна меркаваць, што гэтыя Лазоўскія сяляне. Як яны здаўна жылі на зямлі належнай манастыру, дык манастыру зямяне без патрэбы.

Спасибо, буду искать.







diza

  • Новичок
  • *
  • Сообщений: 30

https://www.familysearch.org/search/catalog/651825?availability=Family%20History%20Library

Это оно?
Да.

Цитировать
Цитировать
Трэба знайсьці казкі 1795, 1811 і 1816. Калі ў казках яны не названыя зямянамі ці шляхтаю, можна меркаваць, што гэтыя Лазоўскія сяляне.

Спасибо, буду искать.

Да чего их искать. НИАБ ф.333 оп.9 д.169, 1795 г. https://www.familysearch.org/search/catalog/767311?availability=Family%20History%20Library
В Аксамитах Лозовских нет, в окрестных селениях встречаются, земяне. Русаковичи в Аксамитах - пригонные.


Цитировать
Як яны здаўна жылі на зямлі належнай манастыру, дык манастыру зямяне без патрэбы.

Нужны-не нужны, а землю в аренду сдавали. В 1795 на земле Грозовского монастыря жили земяне Горельки.
Дмитрий


PL

  • Новичок
  • *
  • Сообщений: 25
Такой вопрос.
Можно ли сказать, что земяне - это пришлые с ограниченными политическими правами (не участвовали в соймиках/сеймиках) и само причисление их к оным говорит о том, что они не местные, а например поляки? (само слово польского происхождения и возможно это явное указание на чужака).

Другими словами - видишь земянина, значит он польского рода.
« Последнее редактирование: 09 Августа 2021, 13:46:19 от PL »

Калечыц

  • Ветеран
  • *****
  • Сообщений: 1058
Такой вопрос.
Можно ли сказать, что земяне - это пришлые с ограниченными политическими правами (не участвовали в соймиках/сеймиках) и само причисление их к оным говорит о том, что они не местные, а например поляки? (само слово польского происхождения и возможно это явное указание на чужака).

Другими словами - видишь земянина, значит он польского рода.

Не трэба выдумляць. Толькі на гэтым сайце дастаткова напісана пра зямян, ёсць і асобная тэма, шмат спасылак, артыкул у "шляхецкай энцыклапедыі" і інш. Паспрабуйце па-першае, самі прачытаць інфармацыю і асэнсаваць яе.
In hoc signo vinces

PL

  • Новичок
  • *
  • Сообщений: 25
В общем, Глинский Евгений, автор статьи подтвердил земянское происхождение рода Лазовских.
Впервые упоминаются в 1600 году в Инвентаре Слуцкого Княжества, Лазовский с заставы Шуляки и Григорий Лазовский с Сорочи на реке Оресса, близ Любани. Служили еще Олельковичам, до Кишок и Радзивиллов.

Я, между тем, сделал карту большую, на основе карты 1846 года, и начал обозначать населенные пункты Старицкого имения на основе упоминаемых в Инвентарях Лазовских. Получается плотненько так проживали, все рядышком.
Но... C з.Средне возникли сложности. Последний раз упоминается в инвентаре 1751 года, а на картах нашел только 1812 года.

Инвентарь имения Старица, 1751г., AGAD. AR. Dz. XXV. Sign. 4073
з. Средне
Ян Лазовски


http://www.etomesto.ru/map-atlas_1812/
Большая карта Российской Империи 1812 года для Наполеона. з.Средне есть.

http://www.etomesto.ru/map-shubert-10-verst/
Специальная карта Западной части России Шуберта 1826-1840 годов, десятиверстовка. з.Средне нет.

http://www.etomesto.ru/map-belarus_fitingof-minskaya-guberniya/?y=53.722278&x=25.803731
Топографическая карта Минской губернии Фитингофа 1846 год. з.Средне нет.

http://www.etomesto.ru/map-belarus_zapad/
Довоенная польская топографическая карта центральной Беларуси, очень подробная, 1924-1939. з.Средне (Среднее) нет.

т.е. по всей видимости, ее покинули или она была переименована.

Сына Стефана звали Иван/Ян. И он мог быть назван в честь деда. Тогда Ян с з.Средне мог быть отцом Стефана.
Дед Ян умер в з.Средни, а Стефан остался там доживать. В ревизских сказках 1817 года Грозовской церкви Стефан не фигурирует, он вероятно прихожанин Старицкой церкви.
На 1817 год Ивану (Яну) 25 лет, родился первенец - Йосиф. Вполне зрелый возраст, чтобы жить отдельно. Как еще можно объяснить? Старики не любят переселяться из своих домов. А судя по всему глушь еще та.
Последнее упоминание в инвентарях 1751 год, последнее упоминание на картах 1812 год.

Надо поискать карты между 1812 и 1846 годом. И метрики после 1812 года, Стефан мог тогда уже помереть и в записях Старицкой церкви можно это найти. Было ему навскидку уже около 70-75.

1. На Наполеоновской карте (ссылка выше) з.Средне упоминается на картах со Старицей, Харитоновкой, Пуков, Гацук - это достаточно крупные населенные пункты. Всякой мелочевки тут нет. Может ее переименовали? Если да, то как она потом называлась?
2. У кого-то может есть карты с з.Средне? Чтобы точнее идентифицировать место где была з.Средне? Точнее тех, что я по ссылкам привел.
3. Само название з.Средне (Среднее) обозначает ее положение относительно чего-то. Леса, болота, между двумя реками, холмами или чего-то еще.

Если есть какие-то идеи на сей счет - давайте. Пока это просто рабочие версии, гипотезы.
Надо хорошую карту с з.Средне, чтобы понять где она была.


п.с. Застенок Середний - так в метриках Старицкой церкви.





« Последнее редактирование: 10 Августа 2021, 20:23:09 от PL »

diza

  • Новичок
  • *
  • Сообщений: 30
Большая карта Российской Империи 1812 года для Наполеона. з.Средне есть.
На этой карте наврано безбожно. Там Трухановичи между Старицей и Слабодкой нарисовали, хотя они реально на восток от Пукова лежат.

Цитировать
Чтобы точнее идентифицировать место где была з.Средне? Точнее тех, что я по ссылкам привел.
Застенок абсолютно однозначно позиционируется на местности из описания в инвентаре 1741 года: "Над речкой Выней и Гривчиком в устье".
Дмитрий

PL

  • Новичок
  • *
  • Сообщений: 25
Ткните пальцем, не очень понимаю.

https://www.google.ru/maps/@53.2901535,27.232513,1708m/data=!3m1!1e3

где-то здесь?
53.296093, 27.229108

diza

  • Новичок
  • *
  • Сообщений: 30
где-то здесь?
53.296093, 27.229108
Да, где-то здесь, в районе современной Харитоновки. У Шуберта на том месте показаны зз. Харитоновцы, Гривец и Татуры. Застенок никуда не исчезал, т.к. встречается во всех сохранившихся метриках Старицкой церкви.
Дмитрий

PL

  • Новичок
  • *
  • Сообщений: 25
Что-то не так.
Вот самая крутая карта, что удалось найти, довоенная (предвоенная, я бы сказал), польская.

http://www.etomesto.ru/map-belarus_zapad/

Здесь указано все что только возможно. з.Средне/Середний - ничего подобного нет.
есть Татуры, Гривец, Харитоновка и куча разного чего на других картах не обозначено.

Тоже самое, карта РККА, военная. Все очень подробно. з.Средне/Середний - ничего подобного нет.
http://www.etomesto.ru/map-belarus_rkka/

Застенок бросили или присоединили к чему-либо, реорганизовали и т.д.
Где-то в административном делении должно проскакивать. Возможно в описании какие населенные пункты относятся к Старицкой церкви.

Вы не помните, метрики з.Средне/Середний до какого года встречаются?
Если в метриках будут, значит и на картах за этот год теоретически должно еще быть.
« Последнее редактирование: 10 Августа 2021, 22:37:09 от PL »

diza

  • Новичок
  • *
  • Сообщений: 30
Вы не помните, метрики з.Средне/Середний до какого года встречаются?
До 1865. Моложе метрик нет.
Дмитрий