ЗГУРТАВАНЬНЕ БЕЛАРУСКАЙ ШЛЯХТЫ

ASSOCIATION OF THE BELARUSIAN NOBILITY

СОБРАНИЕ БЕЛОРУССКОЙ ШЛЯХТЫ


Правілы форумаў (па-беларуску)Правила форумов (по-русски)

Бел.: Калі вы ўводзіце свой лагін і пароль, часта здараецца, што вас не пускае і піша пра памылку. Пры гэтым адкрываецца старонка для ўвахода на форум. Ваш лагін ужо запомніўся. Набярыце яшчэ раз пароль і націскайце "ўвайсьці". Павінна спрацаваць.

Рус.: Когда вы вводите свой логин и пароль, часто случается, что вас не пускает и пишет об ошибке. При этом открывается страница для входа на форум. Ваш логин уже запомнился. Наберите пароль ещё раз и нажимайте "войти". Должно сработать.

Автор Тема: Лазоўскі / Lazowski / Łazowski, Łozowski / Лазовский, Лозовский  (Прочитано 29328 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

Ўладзіслаў Вяроўкін-Шэлюта

  • Администратор
  • Ветеран
  • *****
  • Сообщений: 2036
    • Згуртаваньне Беларускай Шляхты
В общем, Глинский Евгений, автор статьи подтвердил земянское происхождение рода Лазовских.

Максімум, што мог сказаць п. Глінскі, што такія змямяне былі. Тое, што ёсьць Лазоўскія сярод зямянаў -- відавочна.

Праблема зусім у іншым. Менавіта вашыя Лазоўскія, як з намаганьнямі высьвятлілі, былі запісаныя ў 1834 ў сялянскія казкі. Чаму не ў аднадворцах? Дзе яны жылі і кім былі па папярэдніх рэвізыях? Зараз нічога пра гэта не вядома.

Калі яны ў 1795-1816 былі ў "чорных" казках і ў часы ВКЛ былі цяглымі, наяўнасьць зямянаў з тым самым прозьвішчам ніяк не ўплывае на саслоўную прыналежнасьць. Калі ў папярэдніх рэвізыях яны зямяне і шляхта -- гэта зусім іншая справа. Пад "яны" маюцца на ўвазе непасрэдныя продкі людзей з рэвіскай казкі 1834 Лазоўскіх сялянаў вёскі Аксаміт, а не розныя іншыя асобы з прозьвішчам Лазоўскі.
Просьба не пісаць e-mail’ы і ў асабістыя звычайныя пытаньні, для гэтага існуе Форум. Пэрсанальна — толькі камэрцыйныя запыты. Дорага. / Просьба не писать e-mail’ы и в личные обычные вопросы, для этого существует Форум. Персонально — только коммерческие запросы. Дорого.

Ўладзіслаў Вяроўкін-Шэлюта

  • Администратор
  • Ветеран
  • *****
  • Сообщений: 2036
    • Згуртаваньне Беларускай Шляхты
У Шуберта на том месте показаны зз. Харитоновцы, Гривец и Татуры. Застенок никуда не исчезал, т.к. встречается во всех сохранившихся метриках Старицкой церкви.
У 1811 згадваецца ўрочышча Сярэдні Грывец. Магчыма, што частка Грыўца называлася Сярэднімі.
Просьба не пісаць e-mail’ы і ў асабістыя звычайныя пытаньні, для гэтага існуе Форум. Пэрсанальна — толькі камэрцыйныя запыты. Дорага. / Просьба не писать e-mail’ы и в личные обычные вопросы, для этого существует Форум. Персонально — только коммерческие запросы. Дорого.

PL

  • Новичок
  • *
  • Сообщений: 25
У Шуберта на том месте показаны зз. Харитоновцы, Гривец и Татуры. Застенок никуда не исчезал, т.к. встречается во всех сохранившихся метриках Старицкой церкви.
У 1811 згадваецца ўрочышча Сярэдні Грывец. Магчыма, што частка Грыўца называлася Сярэднімі.

Спасибо! Так и есть. В метриках не фигурирует Гривчик, а только часть названия - Середний. Это простое сокращение полного названия Середний Гривчик/вец. А Середний он потому, что аккурат между водоемами/прудами, ровно посередине, чтобы легче было показать где он.
Получается что Середний = Гривчик это одно и тоже. Просто название со временем сократили.
Ок, с этой версией разобрались.


В общем, Глинский Евгений, автор статьи подтвердил земянское происхождение рода Лазовских.

Максімум, што мог сказаць п. Глінскі, што такія змямяне былі. Тое, што ёсьць Лазоўскія сярод зямянаў -- відавочна.

Праблема зусім у іншым. Менавіта вашыя Лазоўскія, як з намаганьнямі высьвятлілі, былі запісаныя ў 1834 ў сялянскія казкі. Чаму не ў аднадворцах? Дзе яны жылі і кім былі па папярэдніх рэвізыях? Зараз нічога пра гэта не вядома.

Калі яны ў 1795-1816 былі ў "чорных" казках і ў часы ВКЛ былі цяглымі, наяўнасьць зямянаў з тым самым прозьвішчам ніяк не ўплывае на саслоўную прыналежнасьць. Калі ў папярэдніх рэвізыях яны зямяне і шляхта -- гэта зусім іншая справа. Пад "яны" маюцца на ўвазе непасрэдныя продкі людзей з рэвіскай казкі 1834 Лазоўскіх сялянаў вёскі Аксаміт, а не розныя іншыя асобы з прозьвішчам Лазоўскі.

Моя уверенность базируется на данных ДНК генеалогии, которой я занимался на протяжении последних 2,5 лет, а именно:
1. Этнические тесты. Мы пришли из Польши, но мы не поляки, у поляков моя гаплогруппа вообще почти не встречается - 4%. Ареал моей энической группы охватывает Калининградскую область. Мы пруссы. Есть и внешнее сходство.
Собственно по этой причине просил помочь с данными по выводам герба Прусс III. Потому что я полагаю, что мы пришли из Слонима, а другая часть ветки ушла в Новогрудок. В книге Рыбчонка "Малый гербовник Новогрудской шляхты" есть именно без дат, с датами помогло бы правильно выстроить дерево. Слонимские и Новогрудские Пруссы III родственники. Все Пруссы (Прус, Прус II, Прусс III) родственники между собой, это специфический герб.

2. Активность генетической группы (2-3-4-5-6 юродные кузены/кузины) - первая активность 1650 год - Несвиж. Примерно я уже разобрался откуда. В следующем посте напишу.
3. Тест по мужской Y хромосоме. Я знаю путь предка от выхода из Африки до Польши, пока. Осталось несколько веков, чтобы замкнуть нить истории.

Я думаю, что в Старице род пошел уже вниз, т.е. его сила и мощь стала уменьшаться.
Есть такая пословица: "Каждое третье поколение ходит в деревянных башмаках". История циклична. Поэтому то, что они земяне (если я правильно понимаю, Статкевич в книге "Я сын твой" именует документы про них "Ревизские сказки шляхты 2 разряда") это вполне закономерно.
Мне, собственно, без особой разницы какого они сословия, но на текущий момент факты указывают на то, что это польская шляхта прусского происхождения. Пока такие данные.







Калечыц

  • Ветеран
  • *****
  • Сообщений: 1059
Ніякія факты на гэта не паказваюць- не тое, што былі шляхтай, ні тое, што палякі. Аб прускім паходжанні можа сведчыць толькі сапраўды ДНК, калі там і сніпы адтуль, і продкі генетычныя не ў часы мамантаў там жылі. Герб Прус адносін да сітуацыі не мае. Самае лепшае, што можна параіць Вам, гэта заказаць даследванне ў НГАБ у мясцовых генеалогаў.

Шляхта (дваране) 2 разрада - гэта не маючыя маёнткаў. Зямяне ў часы Расійскай імперыі- фармальна вольныя людзі. Калі хто з зямян даказаў шляхецтва, яго ў пазнейшы час маглі запісаць у спісах дваран 2 разрада.
« Последнее редактирование: 11 Августа 2021, 12:45:10 от Калечыц »
In hoc signo vinces

Элла

  • Ветеран
  • *****
  • Сообщений: 1024
Полностью согласна с Калечыц, сейчас Вам не стоит влезать в " дебри " генеалогии, всего - то нужно провести  дальше ген. поиск , в НИАБ нужно представить  конкретный запрос по определенному представителю рода, в данном случае  интересен Стефан  , отец Ивана. На сегодняшний день у Вас  есть только две выписки  , одна из р. с. , а другая из МК, этого очень мало, чтобы  судить о роде в целом. Возможно у Стефана были и другие дети,  а у его предков другая жизнь, отличная от судьбы  сына   Стефана , крестьянина Ивана , проживающего в имении монастыря.  А в МК за 1817 г. они тоже крестьяне? С НИАБ  я сотрудничаю уже много лет, очень довольна их работой, высокий профессионализм , всегда дословные  переводы с польского и т.д.   

Ўладзіслаў Вяроўкін-Шэлюта

  • Администратор
  • Ветеран
  • *****
  • Сообщений: 2036
    • Згуртаваньне Беларускай Шляхты
Пока такие данные.
Пакуль дадзеныя такія, што ў вас праблемы з асэнсаваньнем інфармацыі, а вось праблемаў, каб рознае выдумляць -- зусім няма.

Пакуль ня будзе знайдзеная якая-небудзь з рэвіскіх казак 1795, 1811 ці 1816 году, устрымайцеся ад напісаньня паведамленьняў.
Просьба не пісаць e-mail’ы і ў асабістыя звычайныя пытаньні, для гэтага існуе Форум. Пэрсанальна — толькі камэрцыйныя запыты. Дорага. / Просьба не писать e-mail’ы и в личные обычные вопросы, для этого существует Форум. Персонально — только коммерческие запросы. Дорого.

diza

  • Новичок
  • *
  • Сообщений: 30
В метриках не фигурирует Гривчик
А с чего бы ему фигурировать в метриках, если это название ручья!?

У 1811 згадваецца ўрочышча Сярэдні Грывец. Магчыма, што частка Грыўца называлася Сярэднімі.
В инвентарях Старицы застенки, лежащие на север от села, по берегам Гривчика, объединяются общим термином "хорунжество Гривецкое". Собственно населенного пункта с названием "Гривец" в инвентарях нет (з. Середний есть). В метриках с 1786 по середину 1830-х встречается исключительно Середний. Потом до 1865 года приблизительно с равной частотой встречается и то и то название. В единственной записи 1854 года есть упоминание застенка "Середний Гривец": у однодворца Семена Фомина  Тарасевича и его жены Евдокии Федоровой рождается дочь. При браке этой пары в 1847 году и Семен Тарасевич и Евдокия из Матусевичей показаны живущими в Гривце. При рождении детей пара показана в 1848, 50, 52 - в Середнем, в 1854 - в Середнем Гривце, в 1856 - в Середнем, в 1859 в Гривце, в 1860 и 63 - снова в Середнем.
Дмитрий

PL

  • Новичок
  • *
  • Сообщений: 25
Из прекрасного за сегодня.

“… с 1569 года и до XVIII века Слуцкое княжество входило в Речь Посполитую.
По кончине в 1578 году князя Юрия Юрьевича Олельковича, каждый из его трех сыновей (Юрий, Ян-Симеон, Александр) получил по завещанию по части города Слуцка и по трети княжества.
По смерти братьев (соответственно в 1586, 1591, 1592) все части перешли в наследство дочери князя Юрия — Софье (последней из рода Олельковичей).
В 1600 году пятнадцатилетняя Софья Олелькович (1585—1612) вышла за муж за 21-летнего Януша Радзивилла.
Она умерла в 1612 году, оставив все свои громадные владения мужу. Януш Радзивилл получил Слуцкое княжество с городами Слуцк и Копыль, местечками Романов (Ленино), Старобин, Любань, Песочное и 32-мя фольварками”.



1612 год. Аксамит нет в помине. То ли их нет вообще, то ли они еще не принадлежат Олельковичам/Радзивиллам на этот момент.
Русаки и Старица на месте.

Есть новый фольварк Lozowszczyzna в окрестностях Слуцка, где пока непонятно.
Lozowszczyzna это видимо от Лозовских и ойчына = Родина Лозовских

Есть Лозовичи у Несвижа и есть Лозовичи в Клецком районе. Но это видимо не они.
В инвентаре Слуцкого Княжества за 1600 год Lozowszczyzna не встречается, но в 1612 он, фольварк, уже существует.
И все-таки в душе я надеюсь, что я что-то не понимаю и это одни из существующих Лозовичей, лучше у Несвижа, тогда бы это многое объяснило.
Но тут возможно кто-то подскажет.
 

Нашлись еще одни Лозовичи > УЛазовичи > Улазовичи. В общем, все населенные пункты Лозовичи через некоторое время чудесным образом становятся Лазовичами через "а". Что определенно наводит на мысль, что настоящая фамилия Лозовские, но это уже фиг разберешь.



Еще про Аксамиты. в 1744 году они тоже не фигурируют.




Пруссы в этой местности встречаются часто.

53.10276604843894, 27.00527928215163 - Малые Пруссы
53.11121632959689, 26.997382859381077 - Большие Пруссы
52.88878157019301, 27.432350852948375 - Пруссы
52.866106098106464, 27.42508104540014 - Прусики
53.46480015621056, 26.96607933706405 - Прусиново

В целом, общее направление миграции легко определяется по расположению УЛозович / Лозович / Лозович / Lozowszczyzna.


п.с. с архивами Евгений лучше работает, он профик и доступ к архивам и ресурсам у него не чета моему.





PL

  • Новичок
  • *
  • Сообщений: 25
Ах да, забыл.





Учитыва, что Рыбчонок в "Малом гербовнике Новогрудской Шляхты" дает Прус III Лазовским (которые пришли со Слонима)
с фамилиями становится все запутаннее и запутаннее. Это могут быть и Лазовские, Лозовские, Лосовские, какие угодно.
В данном случае и те и другие были в Слуцком повете, вот что важно. Но это не сейчас, так на будущее, может пригодится.



В скобках указаны дела в Литовском архиве. Вот кабы их, эти архивы, да посмотреть и прочитать населенные пункты на Случчине. Возможно это можно сделать онлайн. Пока не знаю.
Пока Евгений работает, можно и полюбопытствовать.

PL

  • Новичок
  • *
  • Сообщений: 25
diza , Вы упоминали эту работу на форуме vgd в разделе по Слуцкому уезду:

https://forum.vgd.ru/post/3465/Slutsk_uezd_history/p3876987.htm#pp3876987

"Ziemianie zależni w Wielkim Księstwie Litewskim od połowy XVII do połowy XVIII wieku. Studium z dziejów feudalizmu litewskiego : maszynopis pracy doktorskiej / W. Sienkiewicz. – Warszawa,1982. – 460 s".

Вам не удалось ее найти?


Списался с человеком с форума, род которого породнился с Лазовскими Слуцкого и Игуменского уездов. Обещал скоро отписаться.
Посмотрим будет какая-то полезная информация или нет.


Ближайшие по датам выводы к 3 разделу Речи Посполитой.
НИАБ 319_1_140 Постановления о дворянском происхождении за 1827 г. / Wywody pochodzenia szlacheckiego
фамилии из дела / nazwiska z tej sprawy
Лазовский / Łazowski

надо поискать, может есть в онлайн доступе.




« Последнее редактирование: 12 Августа 2021, 12:24:33 от PL »

PL

  • Новичок
  • *
  • Сообщений: 25
Иоанно-Богословский-Грозовский муж. м-рь — ныне приходская црк. в мест. Грозове Минской губ., Слуцкого у.; основан в конце XVI в., упразднен в 1862 г.

В имении Грозов владелец, помещик Мартин Володкович основал в 1600 г. Грозовский Иоанно-Богословский мужской монастырь, он подчинялся Виленскому Свято-Духовскому братству.  В монастырь наряду с Ивановской церковью входила Успенская деревянная церковь, построенная сыном первого ктитора,
Григорием Володковичем, дополнительно пожаловавшим обители населенное имение Терпиловку, застенок Комаровщину, мельницу, сенокос на острове Дражном с правом пользования лесом и доходом с грозовских ярмарок.
Другой фундуш в 500 злотых был получен монастырем по завещанию кн. Марии Радзивилл (1660).
В 1842 г. владения поступили в казенное ведомство, взамен на денежное содержание. В 1860 г. монастырь упразднен и присоединен к Слуцкому Свято-Троицкому монастырю.

Есть упоминание , что фольварк Слобода Терпиловская арендовал В.С. Годыцкий Гвирко у Грозовского монастыря.
А на карте 1800 г. около Грозово деревня Терпиловка. Имение Терпиловка относилось к монастырю, еще называлась слободка Терпиловка.
В 1821 году принадлежит монастырю, позже переходит в казну.

Хронология:

1600 г. помещик Мартин Володкович положил основание сему монастырю и построил для него каменную церковь.
1639 г. Григорий Мартинович Володкович построил Успенскую деревянную церковь и на монастырь, и богадельню при нем, записал населенное имение Терпиловку, застенок Комаровщину, пруд с мельницею, сенокос в острове Дражном,
с правом пользоваться Греским лесом и доходами с Грозовских ярмарок (гр. 109). Каменная церковь, по ветхости, 1799 г. разобрана. Монастырь сей, по воле основателя, подчинен был Виленскому Св. Духову братству.
В церкви его находился серебряный позолоченный крест, 1630 г. пожертвованный от помещика Мартина Володковича и жены его Софии Пекарской,
и серябряная икона Сошествия Св. Духа с надписью: "Paracletus, quem ego mittam vobis a Patre, Spiritum veritatis, qui procedit a Patre. Ioan. 15. ver.26."
1842 г. населенныя угодия сего монастыря поступили в казенное ведомство, а на содержание его назначен штатный годичный оклад 1540 руб. сер. и 150 дес. хозяйственной земли.
1849 г . графиня Анна Орлова-Чесменская записала на сей монастырь 5000 руб. сер.
1860 г. монастырь сей присоединен к Слуцкому Св. Троицкому монастырю.
До 1797 г. управлялся игуменами, а в сем году, по Высочайшему указу, Св. Синод учредил здесь архимандрию. В Грозовском синодике записаны имена 20 архимандритов и более 30 игуменов; сюда вошли, вероятно, и имена древних настоятелей Грозовскаго Николаевскаго монастыря.
Известные из них следующие:
1) 1738 г. игумен Антоний Дзёртко.
2) 1800 г. арх. Исаия, вместе наместник Слуцкаго Св. Троицкаго монастыря.
3) 1817 г. архимандрит Неофит, инспектор Минской духовной семинарии.
4) 1823 г. иеромонах Иоанникий ректор Минской духовной семинарии.
5) 1824 г. архимандрит Аркадий, ректор М. Д. семинарии; 1825 г. переведен в Пинский Богоявленский монастырь.
6) 1826 г. архимандрит Платон, ректор М. Д. семинарии; 1830 г. переведен в Виленский Св. Духов монастырь.
7) 1830 г. архимандрит Евгений, ректор М. Д. семинарии; 1834 г. переведен в Пинский Богоявленский монастырь.
8) 1836 г. архимандрит Геласий, ректор М. Д. семинарии; 1845 г. переведен в Пинский Богоявленский монастырь.
9) С 1845 г. по настоящее время, архимандрит Платон. Часть архива сего монастыря находится при нем же.

/Историко-статистическое описание Минской епархии, составленное ректором Минской духовной семинарии Архимандритом Николаем. САНКТПЕТЕРБУРГЪ, 1864. Стр. 124.

Архивный шифр:    BY НИАБ ф. 1220
Название фонда:    Грозовский Иоанно-Богословский мужской монастырь, местечко Грозово Слуцкого уезда Минской губернии
Дата (даты):    1798-1861
Вид фонда:    Архивный фонд учреждения
Объем фонда:    36 ед. хр.
Язык документов:    русский
Крайние даты    Названия фонда
Грозовский Иоанно-Богословский мужской монастырь, местечко Грозово Слуцкого уезда Минской губернии
Годы документов    Аннотация документов
1798-1861    Указы консистории, опись имущества, книги прихода и расхода денег, старая опись.


Архивный шифр: BY НИАБ ф. 136 оп. 1 дело № 85
Заголовок: Дело о назначении игумена Слуцкого братского Преображенского монастыря Киприана Острожского кафедральным наместником вместо Порфирия Брезинского, заключеного в Грозовский Иоано-Богословский монастырь Слуцкого пов. За злоупотребления
Дата: 1790-1797

-----------------------------

Архивный шифр: BY НИАБ ф. 136 оп. 1 дело № 171
Заголовок: Дело о выяснении принадлежности библиотеки умершего владельца м. Грозово Слуцкого пов. Ф. незабытовского, хранящейся в Грозовском Иоанно-Богословском монастыре
Дата: 1794-1798

------------------------------

Архивный шифр: BY НИАБ ф. 136 оп. 1 дело № 286
Заголовок: Дело о продаже имущества бывшего Игумена Грозовского Богословского монастыря Слуцкого пов. П. Бржезинского. Рестры документов Грозовского Богословского и Морочского Успенского монастырей и др., оставшихся после Бржезинского за 1557-1777 гг.
Дата: 1796


Из всего этого делаем вывод.
Документы в НИАБ по моему исследованию просматривались до 1840 года, (фотография источников на стр.3 данного топика или далее текстом), с 1840 по 1861 не просматривались (архивы до 1861 года). С момента присоединения к Слуцкому Свято-Троицкому монастырю документы не просматривались. т.е. с 1860 и далее.

Просматривались:
Грозовский Иоанно-Богословский мужской монастырь - 1803-1804, 1806-1810 -  всего 7 лет фактически, а надо было именно его смотреть.
Грозовский Николаевский церкви - 1798,1800-1802, 1804, 1806-1840 -  40 лет


Второе.
Петр Витгенштейн владел Аксамитами (как минимум) с 1832  по 1887 г.г. в Слуцком уезде (до него жена Стефания Радзивилл, Доминик и т.д.)
т.е. получается, что Аксамиты не принадлежали Грозовскому Иоанно-Богословскому мужскому монастырю.
Или даже никогда и не входили в них прежде, они не указаны во владениях монастыря (имение Терпиловка, застенок Комаровщина, мельница, сенокос на острове Дражном с правом пользования лесом и доходом с грозовских ярмарок).
Получается, что Лазовские арендовали (или владели до 1832 года, что менее вероятно) у Радзивиллов все эти годы.

Грозовский Иоанно-Богославский монастырь стал владеть Аксамитами лишь с 1834, когда упоминается впервые в ревизской сказке или с 1832, когда права от Стефании Радзивилл (9 декабря 1809, Париж — 26 июля 1832 года, Бад-Эмс)  перешли к мужу Петру Витгенштейну, а от него к монастырю.

Мои документы из исследования:
Ревизская сказка крестьян деревни Аксамиты имения Грозовского Иоанно-Богославского монастыря
Слуцкого уезда Минской губернии за 14 апреля 1834 года.

Ревизская сказка государственных поселян деревни Аксамиты подуховного имения Терпиловская Слобода
Слуцкого уезда Минской губернии за 28 мая 1858г.


Надо найти документы, подтверждающие владение фольварком Аксамит Радзивиллами. А также договора по аренде.
И вообще первое упоминание о появлении такого фольварка, было бы неплохо.

Описание дел в Литовском Архиве Радзивиллов:

д. 2058 Сборник документов на земли Радзивиллов в Слуцком пов. и пр. имущество за 1641-1706 гг., пол., д. 2058.
д. 2130 Алфавитный реестр (слуцких) имений Радзивиллов, переданных в разные времена в арендное и залоговое содержание разным лицам. (Слуцкие имения).
Кон. XVII в. -нач. XVIII в., пол., д. 2130.
д. 2133 Книга учета юридических, хозяйственных, судебных и др. документов Слуцкого и Копыльского кн. за 1591-1741 гг., пол., д. 2133.
д. 2258 Ведомость об имениях Минской губернии в Слуцком, Игуменском, Минском и Бобруйском у., отданных Радзивиллами в залоговое содержание разным лицам с указанием залоговой суммы. 1799 г., пол., д. 2258.
д. 2288 Алфавитный список им. Радзивиллов, переданных в залоговое содержание разным лицам, с указанием лиц, задолженностей и пр. Конец XVIII в., пол., д. 2288.

Вот только как до них добраться?


Какие есть идеи, мысли по поводу вышесказанного?

 
« Последнее редактирование: 12 Августа 2021, 13:49:06 от PL »

PL

  • Новичок
  • *
  • Сообщений: 25
Фонд 95 «Слуцкий Троицкий мужской монастырь» хранится в НИАБ и состоит из 169 дел за 1747–1914 гг.

Подавляющее большинство документов фонда составляет переписка по канцелярии и документы экономического характера: указы Минской духовной консистории, инвентари монастырских имений, описи имущества, протоколы заседаний правления монастыря, книги прибыли и расхода денег, продовольствия, пожертвований, документы об аренде монастырских владений, рекрутских наборов, назначении церковно- и священнослужителей в монастырь на епитимии, переводе монахов в другие монастыри, пострижению в монахи, ревизские сказки монастырских крестьян и другие документы.

В фондах Национального исторического музея Республики Беларусь (правопреемника Минского исторического музея) хранится, пожалуй, самая ценная из уцелевших частей бывшего монастырского архива с Тройчан.

Среди наиболее интересных документов – оригиналы привилеев королей польских и великих князей литовских Сигизмунда III и Владислава IV Вазы православным церквям на территории Мозырского, Минского, Новогрудского, Пинского и Речицкого поветов; декреты духовного суда Слуцкой архимандрии по разным делам; частная переписка настоятелей Слуцкого Свято-Троицкого монастыря и другие. Большую художественную ценность имеет пергаментный оригинал фундушевого листа жителя Слуцка Ивана Скачикевича Слуцкой соборной церкви Преображения Господня, слуцкому протопопу Ивану Бокачичу и всему братству на 1000 злотых и больнице при церкви на 60 злотых ежегодно, написанный в Слуцке 5 июля 1649 г.

Общий объем части монастырского архива, хранящегося в музее, насчитывает 525 документов.

В 2016 г. между Национальным историческим архивом Беларуси (НИАБ) и Национальным историческим музеем Республики Беларусь (НГМРБ) был подписан договор о сотрудничестве в сфере совместного изучения документов XVII–ХIХ вв., хранящихся в фондах музея.

Первым этапом этого сотрудничества как раз и стала обработка и оцифровка документов архива бывшего Слуцкого Свято-Троицкого монастыря Святой Троицы, которая началась в сентябре 2016 г.
Наконец комплекс этих чрезвычайно ценных документов по истории православной церкви на территории бывшего Великого княжества Литовского XVI–XVIII вв. будет доступен исследователям в полном объёме и послужит материалом для написания новых работ по истории нашей страны.

Денис ЛИСЕЙЧИКОВ
заместитель директора НИАБ, кандидат исторических наук

Николай ВОЛКОВ
старший научный сотрудник отдела публикации документов НИАБ

 отсюда: https://slutsk24.by/2018/05/03/arhiv-slutskogo-trojchanskogo-monastyrya-svyatoj-troitsy/
« Последнее редактирование: 12 Августа 2021, 12:23:49 от PL »

PL

  • Новичок
  • *
  • Сообщений: 25
Епископ Амвросий (Орнатский)
История Российской иерархии. Часть 3


Грозовский Иоаннобогословский монастырь
Минской Епархии заштатный, мужской. Первоначально основан около 1600 года от шляхтича Мартина Володковича, как видно из фундуша в 1639 году от сына его Григория Мартиновича Володковича данного и в подлиннике в монастыре хранящегося; название же получил по местечку Грозову, внутри коего и положение своё имеет.

В монастыре сем ЦЕРКВЕЙ две:

1) каменная однопрестольная во имя св. Апостола и Евангелиста Иоанна Богослова старая, сооружена вышеупомянутым фундатором Мартином Володковичем;
2) твёрдая деревянная однопрестольная в честь Успения Богоматери, КОЛОКОЛЬНЯ деревянная на въездных монастырских воротах.

А прочие монастырские строения все деревянные же, вновь исправленные, как то: вместе Настоятельские и братские кельи об одиннадцати покоях, под коими два погреба каменные, кухня с избой, конюшня и сарай также деревянные; содержание оный монастырь имеет из доходов, получаемых с состоящей за ним вотчины, в которой крестьян обоего пола, 78 душ. Настоятельство издавна было в этой обители Игуменское, но в 1797 году, на основании Именного Высочайшего Указа, учреждена Архимандрия против третьеклассных монастырей.

Грозовский Николаевский монастырь
Приписной к Святотроицкому Слуцкому монастырю, находящийся при местечке Грозове, от которого и название своё имеет. Построен, как видно из грамоты, данной от Григория Володковича, судьи Земского воеводства Новгородского, в начале XVII столетия Князьями Слуцкими.

Здания ныне в монастыре сем следующие:

1) ЦЕРКОВЬ двупрестольная во имя св. Николая деревянная;
2) КЕЛИЙ для монашествующих шесть;
3) СЛУЖБЫ и ОГРАДА деревянные же.

Монастырь содержание своё имеет из доходов, получаемых с состоящих за ним деревень, в которых обоего пола крестьян 81 душа.
Настоятелями в монастыре сем издавна Строители от Слуцкого монастыря определяются.



Источник: https://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Ornatskij/istorija-rossijskoj-ierarhii-chast-3/4_90

Калечыц

  • Ветеран
  • *****
  • Сообщений: 1059

Какие есть идеи, мысли по поводу вышесказанного?

Отпишу по русски. Никто Вам не должен здесь помогать и принимать участие в Ваших исследованиях более, чем уже здесь ответили. Максимум, это на форуме могут подсказать, в каком направлении двигаться, а это уже было сказано: обращаться к генеалогу по месту, естественно не за бесплатно. А далее будет проводиться работа, в первую очередь по поиску ревизских сказок д. Аксамиты. Если цель - узнать СВОЮ родословную, то нет практического смысла вываливать здесь все, что касается фамилии Лозовский, сведения о разных выводах и гербовниках и общие исторические сведения.
In hoc signo vinces

PL

  • Новичок
  • *
  • Сообщений: 25
Вы можете отписать на любом языке, польза и информационная составляющая всех ваших сообщений равны нулю.
Поэтому я прохожу мимо, предлагаю вам делать тоже самое с моими сообщениями.


Для остальных, кому интересен сам процесс.
По Аксамитам. До Радзивиллов они принадлежали Униатскому Архимандриту, относились к имению Грозово. В инвентарях так и сказано - монастырские владения.
Здесь же, на этом форуме, нашлись архивы с доками и пдф-ками этих инвентарей. Не всех, но половины.
https://nobility.by/forum/index.php?topic=2685.0

Аксамиты упоминаются в инвентарях 1650, 1663 годов. Там всего 4 человека, моих нет. В инвентарях 1678, 1685,1687, 1688, 1694, 1717, 1837 Аксамиты не встречаются. Остаются инвентари 1808, 1818-20, 1835, 1837, 1840, 1845, 1868, 1868/2, 1879, 1882. Это копии микрофильмов, поэтому где-то в сети должны найтись.
Возможно там будут подсказки, типа что уже владения Радзивиллов. Но кажется, уже практически точно, что предок пришел в Аксамиты из Старицы, а не наоборот, судя по датам. И уже примерно понятно, откуда предки пришли в Старицу.

Копаю дальше.





 

« Последнее редактирование: 13 Августа 2021, 09:59:27 от PL »