ЗГУРТАВАНЬНЕ БЕЛАРУСКАЙ ШЛЯХТЫ

ASSOCIATION OF THE BELARUSIAN NOBILITY

СОБРАНИЕ БЕЛОРУССКОЙ ШЛЯХТЫ


Правілы форумаў (па-беларуску)Правила форумов (по-русски)

Бел.: Калі вы ўводзіце свой лагін і пароль, часта здараецца, што вас не пускае і піша пра памылку. Пры гэтым адкрываецца старонка для ўвахода на форум. Ваш лагін ужо запомніўся. Набярыце яшчэ раз пароль і націскайце "ўвайсьці". Павінна спрацаваць.

Рус.: Когда вы вводите свой логин и пароль, часто случается, что вас не пускает и пишет об ошибке. При этом открывается страница для входа на форум. Ваш логин уже запомнился. Наберите пароль ещё раз и нажимайте "войти". Должно сработать.

Автор Тема: Шырма / Šyrma / Szyrma / Ширма, Ширмо  (Прочитано 13839 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

Вадим Веренич

  • Новичок
  • *
  • Сообщений: 24
Шырма / Šyrma / Szyrma / Ширма, Ширмо
« : 28 Сентября 2008, 04:32:29 »
Лях-Сырапята-Шырма / Liach-Syrapiata-Šyrma / Lach-Syropiata-Szyrma / Лях-Сыропято-Ширма

Меня интересует венгерская версия происхождения этой известной на Полесье фамилии.
Генеалогия первых поколений более или менее изучена благодаря работе генеалога Дуньчевского (его статья об этом роде помещена в исправленном издании известного труда Несецкого "Korona Polska" под редакцией Бобровича). Кроме того, в журнале Miesięcznik Heraldyczny (R.10 1931, nr10 стр.229-230) опубликована короткая заметка  доктора Кароля Гурского "Drzewo Genealogiczne Lach-Szyrmow". Сообщение касается находки Ширмами в имении Ордов Новощицы (1929 год) выполненого маслом полотна  с изображением родословного древа рода Лях Ширмов и герба "Доленга". Гурский помещает схематического родовода Ширмов, который хотя и не является полным, все же мало чем отличается от вышеупомянутой статьи в гербовнике Несецкого, у которого мы читаем: ""Ширма герб Любич, на Полесье. Неизвестный Ширма - пинский подсудок, сыновья его Францишек и Юзеф. Павел Ширма - пинский мостовничий, регент литовского трибунала. Антони Ширма - профессор Варшавского иезуитского коллегиума, руководил и Литовской провинцией  в 1716 году, известен своими проповедями, напечатаны: 1. Dni skarbowe (Проповедь в праздничные дни), Вильно, 1719 г.; 2. Rok skarbowy (Проповеди в воскресные дни), Вильно, 1722 г.; 3. Проповеди, Супрасль, 1713 г.В 1778 году Михаил Ширма - пинский городской судья. В 1778 году Павел Ширма - пинский подчаший."

Александр Ильин, автор статьи "Ширмы и Спорово" (напечатана в журнале "Гiстарычная брама",номер 1-2(19-20))замечает, то "одни Ширмы имели герб "Любич", а другие Лях-Ширмы - "Доленга" (к последним принадлежал знаменитый этнограф Христиан Лях-Ширма, любимый ученик слависта Зориана Доленга-Ходаковского)". По мнению Ильина: "Ширмы - владельцы села Спорово - имели герб "Любич", хотя известный польский исследователь Р. Афтаназы думает иначе". Впрочем, из заметки доктора Гурского, становиться очевидно, что прав именно Афтаназы, ибо родоначальник споровской ветви Игнаций, судья гродский повета слонимского и его жена Саломея Зюльковска (дочь хоружего волковыйского, и видимо племянница А.Т.Косцюшки,хотя в известной книге Бензярука о роде Косцюшкой таковой "племянницы" не значится) показаны в схеме доктора Гурского "Ширмы-Лях герба Доленга". Упомянутые Несецким Ширмы почти все принадлежат к другой ветви Ширм, к которым принадлежала богатейшая невеста Полесья своего времени Христина Лях-Ширма. Из схемы видно, что Ширмы из Спорово происходят от второго сына Мартина Ивановича Ширмы - Эразма(Размуса,Розмысла), в то время как владельцы обширного Лопатинского имения -от четвертого сына Марина -Миколая, который также, как и его отец был пинским войским.

Горский приводит еще интересное родовое предание Ширмов -якобы их предок- рыцарь из "Короны" был на службе у некого князя, который в награду за воинскую доблесть дал своему "рыцарю" столько земли, сколько он смог объехать в течении дня, не слезая с коня. Тем не менее, сама личность основателя рода Миколая Ширмы Сыропята остается загадкой. Более вдумчивый исследователь Р.Aфтанази полагает, что Ширмы выводили себя от венгерского рода Szirmay de Szirmay,  а придомк Лях они получили уже на Полесье,  поскольку Ширмы были первыми католиками, то есть "ляхами", которые осели на полесской земле.
До вчерашнего дня я полагал, что легенда о венгерском выезде - это, выражаясь языком Карамзина, ни что иное, как "новая сказка". Но вчера я обнаружил, что дворянской род Szirmay de Szirmay существовал и до сих пор существует в Венгрии. В Венгрии живет потом и исследователь этого рода Szirmay Gabor, который опубликовал две книги о Szirmay de Szirmay в серии Regi Magyar Czaladok (A szirmai és szirmabesenyői Szirmay család története и Az ugocsai szirmai Szirmay család története ).
Габор Ширмай пишет, что фамилия Ширмай происходит от названия двух деревень Ширмай, одна в бывшем палатинате Угоша (теперь это Закарапатская Украина) и вторая деревня в бывшем палатинате Борсод. Обеими деревнями владели семейства de Szirmay, которые возводили себя к некоему рыцарю Рааку  (жил во времена королей Андраша II и Белы IV , умер в 1241 году).Ветвь Ugocsa Szirmay начинается с внука Раака по имени Иштван (1280) и примерно с 1448 эта ветвь поменяла фамилию на Калош-Ширмай (Kalos-Szirmay).Около 1290 года в документах появляется вторая фамилия Borsodi Szirmay . Габор Ширмай полагает, что Ugocsa Szirmay и Borsodi Szirmay - это неродственные фамилии. Однако в 1413 году на известном соборе в Констанце император Сигизмунд возвел семейство de Szirmay в дворянское достоинство, дав при этом  представителям этих фамилиям один и тот же герб с изображением рака (с небольшими цветовыми модификациями). С тех пор венгерские de Szirmay исправно пользуются этим гербом.
Что самое интересное - Габор упоминает о том, что в венгерских архивах существует исторической документ, согласно которым некий "miles" Janos de Szirmay из ветви Borsodi Szirmay, в 1383 году сопровождал  в числе прочих "miles et nobiles" 10-летную венгерскую принцесу и наследницу польской короны Ядвигу, которой предстояло короноваться 16.11.1384 года в Кракове как Hedvig Rex Poloniæ. Габор пишет, что потомки Яноша осели в "sziradi palatinatus" (серадзское воеводсвто?) и позже приняли прозвище "Lach- Zirma". Заслуживает внимание тот факт, что имено в Серадзе 26.02.1383 состоялся официальный прием  Ядвиги и ее венегрского посольства польской шляхтой.


Герб венгерских родов de Szirmay

« Последнее редактирование: 28 Сентября 2008, 15:05:53 от Ўладзіслаў Вяроўкін-Шэлюта »

Ўладзіслаў Вяроўкін-Шэлюта

  • Администратор
  • Ветеран
  • *****
  • Сообщений: 2042
    • Згуртаваньне Беларускай Шляхты
Re: Шырма / Šyrma / Szyrma / Ширма, Ширмо
« Ответ #1 : 28 Сентября 2008, 15:10:37 »
Акрамя падобнасьці напісаньня прозьвішч, думаю, нічога агульнага ў беларусаў і ўгорцаў няма (таксама, на колькі я ведаю, ва ўгорскай мове "sz" гучыць як "с").

Гэрб, відавочна, быў уласны, які нагадваў і "Любіч", і "Даленґу" — пагэтаму і розьніца ў літаратуры па назьве. Пад час вывадаў у Менскім ДДС, назвалі сваім "Даленґу".

Па Шырмам гляньце яшчэ вось гэту літаратуру:

1. Грушевский А. Ширмичи // Грушевский А. Пинское Полесье XIV – XVI вв. Киев, 1903. С. 115-116.
2. Миловидов А.И. Историческая легенда пинчуков “о начале веры католической в Пинском крае”. СПб., 1909. 8 с. (Из журнала “Живая Старина”, выпуск 4, 1908).
3. Żeromska-Ciesielska M. Religijność i obrzędowość świecka szlachty litewskiej na przykładzie domów Zawiszów i Szyrmów // Cywilizacja prowincji Rzeczypospolitej szlacheckiej. Bydgoszcz, 2004. S. ….
« Последнее редактирование: 28 Сентября 2008, 15:19:49 от Ўладзіслаў Вяроўкін-Шэлюта »
Просьба не пісаць e-mail’ы і ў асабістыя звычайныя пытаньні, для гэтага існуе Форум. Пэрсанальна — толькі камэрцыйныя запыты. Дорага. / Просьба не писать e-mail’ы и в личные обычные вопросы, для этого существует Форум. Персонально — только коммерческие запросы. Дорого.

Вадим Веренич

  • Новичок
  • *
  • Сообщений: 24
Re: Шырма / Šyrma / Szyrma / Ширма, Ширмо
« Ответ #2 : 28 Сентября 2008, 20:42:18 »
Уважаемый Владислав!

Насчет произношения дифтонга "sz" Вы оказались правы, он действительно произноситься как "с" (хотя в некторых северных диалектах встерчается и прозношение "ш"). Так что фамилия Szirmay на самом деле звучит как "Сирмай".
Всвязи с этим стоит поднять вопрос о возникновении "придомка" Ширма. Этимологическую редукцию от нем. Schirm "защита" я исключаю, как более позднее языковое заимствование.  Может быть прозвище морфологически связано с корнем  "ширь"? В Киеве существует район "Ширма" и одно этимологическое объяснение связывает этот топоним с понятием "широкого места".Название местности народного происхождения и возникло давно. Некоторые исследователи считают, что связано оно с «ширью» — широким простором между лесными массивами. Впрочем, существует мнение, что название обозначало чащи, встававшие перед путником «ширмой» — заслоном. Впрочем, согласно альтернативному объяснению, Ширма названна по фамилии бывшего владельца тамошних земель, который по одним источникам значится как Ширма, по другим - Ширман.

Книгу Грушевского я скачал с сервиса GoogleBooks. О Ширмичах у Грушевского, к сожалению, написано мало (всего пару абзацов).
На том же сервисе я скачал статью Миловидова "Историческая легенда пинчуков “о начале веры католической в Пинском крае”. Описанное в этой статье "предание" логошинских мещан в текстологическом плане представляет собой уникальный "шедевр", перед которым меркнет даже сказание о граде Китеже и труды Фоменко  ;D. К сожалению, вряд ли можно серьезно воспринимать легендарное повествование о древних дулебских князьях Добромысле Стыровиче и Старо-Руссе. Еще меньше доверя заслуживает история о "ляховичовских" князьях "Герцунах Ширмах". Вообще, по прочтению статьи, у меня сложилось мнение, что эта историческая легенда о начале вере католицкой есть ничто иное, как своего рода антисемитский памфлет.
 
С работой пани Жеромской-Цесельской я ознакомиться не успел.


Акрамя падобнасьці напісаньня прозьвішч, думаю, нічога агульнага ў беларусаў і ўгорцаў няма (таксама, на колькі я ведаю, ва ўгорскай мове "sz" гучыць як "с").



Па Шырмам гляньце яшчэ вось гэту літаратуру:

1. Грушевский А. Ширмичи // Грушевский А. Пинское Полесье XIV – XVI вв. Киев, 1903. С. 115-116.
2. Миловидов А.И. Историческая легенда пинчуков “о начале веры католической в Пинском крае”. СПб., 1909. 8 с. (Из журнала “Живая Старина”, выпуск 4, 1908).
3. Żeromska-Ciesielska M. // Cywilizacja prowincji Rzeczypospolitej szlacheckiej. Bydgoszcz, 2004. S. ….