ЗГУРТАВАНЬНЕ БЕЛАРУСКАЙ ШЛЯХТЫ

ASSOCIATION OF THE BELARUSIAN NOBILITY

СОБРАНИЕ БЕЛОРУССКОЙ ШЛЯХТЫ


Правілы форумаў (па-беларуску)Правила форумов (по-русски)

Бел.: Калі вы ўводзіце свой лагін і пароль, часта здараецца, што вас не пускае і піша пра памылку. Пры гэтым адкрываецца старонка для ўвахода на форум. Ваш лагін ужо запомніўся. Набярыце яшчэ раз пароль і націскайце "ўвайсьці". Павінна спрацаваць.

Рус.: Когда вы вводите свой логин и пароль, часто случается, что вас не пускает и пишет об ошибке. При этом открывается страница для входа на форум. Ваш логин уже запомнился. Наберите пароль ещё раз и нажимайте "войти". Должно сработать.

Автор Тема: Барысевіч, Барысовіч / Barysievič, Barysovič / Borysiewicz, Borysewicz, Borysowicz / Борисевич, Борисович  (Прочитано 11789 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

Елена Говор

  • Пользователь
  • **
  • Сообщений: 63
Борисевич - фамилия моей бабушки с материнской стороны. Ее отец, Иосиф Игнатьевич Борисевич, служил счетоводом на Либаво-Роменской железной дороге в Минске, был женат на дворянке Юлии Фаддевне Жолнеркевич, семья была культурной, с чтением русской классики по вечерам вокруг лампы, дети учились в гимназии и т.п., однако формально статус у него был крестьянина.

Я смутно знала название деревни, откуда Иосиф Игнатьевич происходил - Головенчицы - и только после смерти бабушки отправилась туда по следам предков. К счастью, я нашла там родственников, которые рассказали мне о событиях дореволюционных лет, показали могилы Иосифа и его родителей, Игната и Анны Борисевичей. С этого началось мое путешествие в прошлое.

К настоящему времени мне удалось восстановить генеалогию Борисевичей из Головенчиц и окрестностей с первой половины 18 века, используя метрические книги Новосверженской церкви в РГИА и в НИАБе, ревизские сказки, и инвентари имений (мои Борисевичи были крепостными крестьянами Радзивиллов).

А пишу я о них на шляхетском форуме, т.к. в процессе моей работы обнаружился любопытный факт, указывающий на их предположительно дворянское происхождение. Все, что я знаю об этом, это помета в ревизской сказке Головенчиц 1811 г., где против их имени записано "увольнены по выводу дворянства". Однако они были записаны в РС как крестьяне в 1795, 1816 и в последующие годы.

На всякий случай прямая генеалогия моих предков по этой линии:

Елена - Вольга (1931) - Людмила Борисевич (1901) - Иосиф (ок. 1868) - Евласий/Игнатий (1841) - Лука (1797 или 1809) - Самуйло (1768/1777) - Иван/Ясько (ок. 1735)
« Последнее редактирование: 23 Июнь 2012, 16:36:06 от Ўладзіслаў Вяроўкін-Шэлюта »

Елена Говор

  • Пользователь
  • **
  • Сообщений: 63
Узнав, что мои Борисевичи в 1811 г. были исключены из крестьянских ревизских сказок "по выводу дворянства", я, конечно, постаралась собрать сведения о Борисевичах-дворянах из этих мест. Каково же было мое удивление, когда обнаружилось, что рядом с Головенчицами был застенок Киселевщина - гнездо Борисевичей-дворян.
Самые дальние предки у них такие
Николай Адамович Борисевич
-----Иван Николаевич Борисевич
-----х Мариянна Хомич
----------Яков Иванович Борисевич (1776-), Киселевщина
----------х Малгожата Головня
----------Михаил Иванович Борисевич (1777/1781-), Киселевщина, 1812 – Вяча
----------х Варвара Мыслицкая (1786-)
----------Викентий Иванович Борисевич (1792-), Нелидовичи, Вяча
----------Казимир Иванович Борисевич (1794-), Нелидовичи, Вяча

Конечно, гипотетически их Иван и наш Иван мог быть общим предком, но уж очень это имя распространенное. Интересно здесь и что Борисевичи-дворяне вступают в брак с Головнями, тоже дворянами. Я почти уверена, что название деревни Головенчицы происходит от этих Головней, причем в Головенчицах жила и семья Головней-крестьян (может быть тоже не доказавшая дворянство?).

О Борисевичах-дворянах в деле о дворянстве есть документ, относящийся к 1761 г., где говорится: "благородный земянин Николай Борисевич, жительствующий под ведением Мирского замка в урочище Киселевщине, получил 5 уволок земли от Михаила-Казимира Радзивилла..." Они были защитниками Мирского и Несвижского замков.

Дворянство они доказали в 1802 году.
« Последнее редактирование: 23 Июнь 2012, 16:35:08 от Ўладзіслаў Вяроўкін-Шэлюта »

Елена Говор

  • Пользователь
  • **
  • Сообщений: 63
И, наконец, перенесу сюда пост из темы о крестных, где зашел разговор о моих Борисевичах. Несмотря на то, что Борисевичи из Головенчиц и Киселевщины жили рядом, никаких связей между ними в виде крестных мне найти не удалось, за исключением одного короткого периода, как раз когда мои крестьяне-Борисевичи очевидно доказывали дворянство.

По всей видимости эти записи из МК Новосверженской церкви относятся к нашему Самойле Борисевичу (имя довольно редкое и тезок не было):

1809 р. Теодор-Лукаш у Самуэля и Ганны Борисевич, крестные Ильяш Сергеевич, Катерина Селивоновичова, все из д. Головенчиц.
1811 р. Рафал-Лукаш у Самэля и Ганны Борисевич из заст. Киселевщина, крестные дворянин (J.P.) Якуб Борисевич из Киселевщины и Матрена Селивоновичевна из Головенчиц.

В обоих случаях Самуэль - pracowity, т.е. крестьянин. Очень похоже, что это одна и та же пара, о чем свидетельствует присутствие в обоих случаях представителя головенчицких Селивоновичей среди крестных. Вполне вероятно, что Киселевщина и JP крестный во втором случае появляются именно в связи с тем, что в это время мой Самуэль-Самусь доказывал дворянство. К сожалению, МК за 1812-1817 гг. нет и я не могу проверить, что было дальше.

В 1809 г. в застенке Киселевщина вступает в брак и некий Иосиф Борисевич, вдовец, с жительницей Головенчиц. Любопытно, что он не вписывается ни в древо Киселевщинских дворян, ни Головенчицких крестьян. Причем у него статус, типа pracowity, вообще не указан, а свидетель у него вероятно тот же Яков Борисевич, что и у Самуэля, но в записи 1809 г. у Якова статус тоже не указан.

Возникает вопрос - где искать неудавшуюся попытку утверждения во дворянстве моих головенчицких Борисевичей?
« Последнее редактирование: 23 Июнь 2012, 16:35:20 от Ўладзіслаў Вяроўкін-Шэлюта »

Ўладзіслаў Вяроўкін-Шэлюта

  • Администратор
  • Ветеран
  • *****
  • Сообщений: 2009
    • Згуртаваньне Беларускай Шляхты
У Менскім ДДСе у Барысевічаў/Барысовічаў было 3 вывады:

Масквіцін-Барысевіч
Вывад 1815.10.18 з гэрбам «Порай». Жылі ў Менскім пав.

Барысовіч (Барысевіч)
Вывад 1802.12.02  з гэрбам «Порай». Жылі ў Дзісенскім, Ігуменскім, Менскім і Слуцкім пав.
Зацьверджаны ў расейскім шляхецтве 1845.09.24 № 7077 у 6 частку ДРК.
Вывадзілісь з прозьвішчам Барысовіч, зацьверджаны як Барысевічы.

Барысовіч (Барысевіч)
Вывад 1802.12.17 з гэрбам «Дрыя». Жылі ў Дзісенскім, Слуцкім і Клімавіцкім пав.
Зацьверджаны ў расейскім шляхецтве 1835.01.10 № 854 у 1 частку ДРК.
Вывад і зацьвярджэньне з прозьвішчам Барысовіч.

Адзначу, што Барысовічы ў шляхецкіх сьпісах часта запісаныя як Барысевічы. Відаць, форма гэтага прозьвішча не была добра замацаванаю.
« Последнее редактирование: 23 Июнь 2012, 17:01:10 от Ўладзіслаў Вяроўкін-Шэлюта »
Просьба не пісаць e-mail’ы і ў асабістыя звычайныя пытаньні, для гэтага існуе Форум. Пэрсанальна — толькі камэрцыйныя запыты. Дорага. / Просьба не писать e-mail’ы и в личные обычные вопросы, для этого существует Форум. Персонально — только коммерческие запросы. Дорого.

Ўладзіслаў Вяроўкін-Шэлюта

  • Администратор
  • Ветеран
  • *****
  • Сообщений: 2009
    • Згуртаваньне Беларускай Шляхты
Возникает вопрос - где искать неудавшуюся попытку утверждения во дворянстве моих головенчицких Борисевичей?

Трэба глядзець усе справы Барысевічаў/Барысовічаў у Менскім ДДСе (калі іх пачнуць выдаваць).

Пасьля першага вываду да роду часта далучаліся дадатковымі вывадамі цэлыя вялікія лініі "забытых сваякоў". Гэтыя людзі маглі быць насамрэч далёкімі роднаснымі, а часта здаралася, што зусім немагчыма сказаць, ці сваякі яны ўвогуле, ці проста дамовіліся, што іх дапішуць у вывад. Пагэтаму трэба абавязкова глядзець дадатковыя далучэньні.

Калі асобы былі запісаныя ў прыгон і жадалі рабіць вывады, яны найчасьцей спачатку мелі судовыя справы ў павятовым судзе.

Трэба таксама пераглядзець кнігі Сьвержанскага касьцёлу за 18 — пач. 19 ст.

*, х, † 1736-1799 — НГА 937-4-112
* 1795-1849 — НГА 937-4-113
х, † 1799-1849 — НГА 937-4-114
Просьба не пісаць e-mail’ы і ў асабістыя звычайныя пытаньні, для гэтага існуе Форум. Пэрсанальна — толькі камэрцыйныя запыты. Дорага. / Просьба не писать e-mail’ы и в личные обычные вопросы, для этого существует Форум. Персонально — только коммерческие запросы. Дорого.

Елена Говор

  • Пользователь
  • **
  • Сообщений: 63
Спасибо! Борисевичи из Киселевщины были, вероятно, вот эти:


Барысовіч (Барысевіч)
Вывад 1802.12.02  з гэрбам «Порай». Жылі ў Дзісенскім, Ігуменскім, Менскім і Слуцкім пав.
Зацьверджаны ў расейскім шляхецтве 1845.09.24 № 7077 у 6 частку ДРК.
Вывадзілісь з прозьвішчам Барысовіч, зацьверджаны як Барысевічы.


РГИА 1343-17-5250 и 5251

Елена Говор

  • Пользователь
  • **
  • Сообщений: 63
Спасибо за информацию по МК Сверженского костела, его я не смотрела, надеюсь, что когда-нибудь удастся!

Я еще бегло смотрела дело в НИАБ 319-1-213
Это вероятно
"Масквіцін-Барысевіч
Вывад 1815.10.18 з гэрбам «Порай». Жылі ў Менскім пав."
У меня помечено "Указ Сената о неутверждении", но моих там не было.

Ўладзіслаў Вяроўкін-Шэлюта

  • Администратор
  • Ветеран
  • *****
  • Сообщений: 2009
    • Згуртаваньне Беларускай Шляхты
Я еще бегло смотрела дело в НИАБ 319-1-213
Это вероятно
"Масквіцін-Барысевіч
Вывад 1815.10.18 з гэрбам «Порай». Жылі ў Менскім пав."
У меня помечено "Указ Сената о неутверждении", но моих там не было.

Гэта даволі дзіўна. Па маіх зьвестках, іхныя дакумэнты ў Гэрольдыю не адпраўляліся, і адпаведна, ніякага ўказу па-просту не было.

P.S. Вопіс "2", а не "1".
Просьба не пісаць e-mail’ы і ў асабістыя звычайныя пытаньні, для гэтага існуе Форум. Пэрсанальна — толькі камэрцыйныя запыты. Дорага. / Просьба не писать e-mail’ы и в личные обычные вопросы, для этого существует Форум. Персонально — только коммерческие запросы. Дорого.

Васіль Грыбоўскі-Гурыновіч

  • Участник
  • ***
  • Сообщений: 238
  • Грыбоўскі В.А.
Дв. Антон Иванов Борисевич з. Булатник , Копыльская церковь 1840

1894
15 мая
Бракосочетание
Заст Кулаков дворянин Николай Семёнов Гуринович прав перв 29
Села Чижевич кр-ка из однодворцев Мария Павлова Осиевская прав перв 23
ПЖ: заст Кулаков кр-не: Павел Иванов Борисевич


З павагай, Васіль Грыбоўскі-Гурыновіч
Любі бацькаўшчыну, ведай продкаў і адказвай толькі за сябе

Елена Говор

  • Пользователь
  • **
  • Сообщений: 63
... в процессе моей работы обнаружился любопытный факт, указывающий на их предположительно дворянское происхождение. Все, что я знаю об этом, это помета в ревизской сказке Головенчиц 1811 г., где против их имени записано "увольнены по выводу дворянства". Однако они были записаны в РС как крестьяне в 1795, 1816 и в последующие годы.

Источник дворянского происхождения моих Борисевичей, о которых я писала в первом посте, как кажется, начинает проясняться.

За это время мне удалось восстановить их генеалогию до второй половины 17 века. Отцом известного мне Ивана был Степан, родившийся около 1690 г. Он появляется в Радзивилловском инвентаре Головенчиц в 1725 году как войт.

Но самая любопытная находка - в инвентаре Мирского графства 1720 года. Там в списке бояр (Boiarowie) застенка Куликовка значатся Якуб и Томаш Головни, Самуэль Гаранович и Стефан Борисович. Это несмненно мой Степан, т.к. против его имени стоит помета "NB z Holowienczyc".
Они имеют 10 платных влок (уволок) и общий платеж их "влок боярских" составляет f 200.

Надо сказать, что семьи и Головней и Гарановичей жили в Головенцичах и породнились с моими Борисевичами в 18 веке. Так что вполне возможно, что они эту землю в Куликовке сообща снимали.

Если у кто-нибудь был опыт работы с подобными документами начала 18 века, хотелось бы узнать, какую социальную позицию занимали эти белорусские бояры в то время. Можно ли считать, что они были дворянами или, по крайней мере, не крепостными крестьянами?


Ботяновский

  • Участник
  • ***
  • Сообщений: 151
О боярах есть специальная тема на форуме.
Бояре занимали промежуточное место между шляхтой и крепостными. В некоторых источниках их сравнивают с казаками.
Путные бояре развозили листы, панцирные охраняли границы. И путные бояре и панцирные должны были уметь владеть оружием, навыки передавались по наследству.
Если не ошибаюсь, Довнар-Запольский писал где-то, что потомки путных бояр называли себя шляхтой и у Лёсика есть тоже несколько слов об этом. Из современных историков нечто похожее пишет Макаревич.
Бояре были привилегированным классом (в сравнении с "холопами"), потому неудивительно, что хотели войти в дворянское сословие. Мои предки Ботяновские имели историю, похожую на историю ваших Борисевичей.

Калечыц

  • Ветеран
  • *****
  • Сообщений: 1043
Вiтаю!

Нельга выключаць i таго, што Барысевiчы былi шляхтай i проста запiсаны сярод баярау у iнвентары, як шмат iншых родау.
In hoc signo vinces

Елена Говор

  • Пользователь
  • **
  • Сообщений: 63
Спасибо!
Тему о боярах нашла. :)

Калечыц

  • Ветеран
  • *****
  • Сообщений: 1043
Таксама можна паглядзець 694-4-206 частка 1, 2. Там сустракаюцца Барысе(о)вiчы, якiя шукалi вольнасць ад Радзiвiлау.

У 1816 жылi у засц. Навiцкоушчына i Камароушчына.

Эпiзадычна сустракаюцца як шукаючыя вольнасць i правоу мяшчанства (койданаускага) у 1840-х.

З павагай, Калечыц
In hoc signo vinces

GrayRam

  • Участник
  • ***
  • Сообщений: 244
появляется в Радзивилловском инвентаре Головенчиц в 1725 году как войт.
В этом контексте ВОЙТ - управляющий, не более, т.е. даже и не мещанин.

Вот что пишет Новицкий в своем словаре юр. терминов:
В о й т ъ — председатель городскихъ судовъ; въ селахъ— урядникъ, поставленный помещикомъ.
Б о я р и н ъ — Боярами назывались служилые люди, не пользовавшиеся правами дворянства, а только личной свободой; сверху обязанности являться на военную службу, они в последствии были обложены некоторыми повинностями въ пользу замка, а иногда и въ пользу старосты; некоторые бояре, взамйнъ службы, обязаны были Ездить съ письмами и т. под., и такие назывались боярами путными.

А вот у Горбачевского:
Въ 1557 году различали уже бояръ панцерныхъ, путныхь и служекъ.
Бояре панцерные, какъ самое слово показываетъ, должны были служитъ въ войскѣ; бояре путные владѣли двумя уволокамн земли, за которыя они вносили денежную подать и были свободны отъ тяглой службы и доставки подводъ. Но
если имъ приказывали ѣхать куда либо, то они не платили подати; въ противномъ случаѣ должны были служвть по преж-
нему. Бояре служкн избираемы были ревизорами въ небольшомъ количествѣ и должны были находиться при каждомъ
замкѣ и дворѣ короля, развозить королевскіе листы, отвозить деньги въ казну. За это они пользовались двумя уволоками
безъ всякаваго платежа.
Уставъ на волоки. Арт. 1.
Woyt - въ Литвѣ одинъ изъ крестьянъ, избираемых помѣщикомъ для пригона крестьянъ на работы, для наблюденія и досмотра работъ, въ которымъ онъ отдавалъ отчетъ эконому.